Добро пожаловать на ролевую игру 18/14. Если у Вас отображается стандартный дизайн (бело-голубой), выберите в своих настройках вариант дизайна "0".

Судари и сударыни,

Мы рады приветствовать вас на ролевой игре «18/14»

Прежде чем зарегистрироваться, будьте любезны ознакомиться с Кодексом Лицея, списком ролей и вводной.
Обращаем ваше внимание на то, что в игре допускаются отношения жанров гет, слэш и фэм. Рейтинг не выше R.

Желаем вам приятной игры!




Дата: 14 апреля, среда

Погода: утром солнечно, но прохладно, к вечеру начинается дождь и идет всю ночь

События: В библиотеке находят анонимный пасквиль, направленный против царя. Аракчеев приказывает Фролову устроить обыск в спальнях лицеистов. Наставники и ученики обсуждают слухи о новом убийстве.

UPD - NEW: у нас для вас дурные новости. Читать ВСЕМ.


АвторСообщение

Имя: Иван Иванович Пущин
Возраст: 16 лет
Общественное положение: Дворянин
Род занятий: Лицеист






Сообщение: 13
Зарегистрирован: 28.12.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.08 21:20. Заголовок: В ссылку по причинам матчастным (перенесена)


Здесь будут помещаться ссылку, полезные лицеистам и прочим господам, желающим приятно поразить администрацию знанием матчасти


К.Я.Грот "Пушкинский Лицей"

Саша, спасибо! Не смог перенести под твоим именем.(

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 9 [только новые]



Имя: Александр Сергеевич Пушкин
Возраст: 15 лет
Общественное положение: Дворянин
Род занятий: Лицеист






Сообщение: 6
Зарегистрирован: 29.12.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.01.08 23:54. Заголовок: Для наставления игро..


Для наставления игроков - http://sputnik.master-telecom.ru/Kultura/13_3/5/Licei_4.htm - наши наставники. Имена, карикатуры и маленькие секреты.


Наши более-менее полные славные имена, записанные на осколках мирозданья: Александр Бакунин, граф Сильверий Броглио, Владимир Вольховский, барон Павел
Гревёниц, Константин Гурьев, князь Александр Горчаков, барон Антон Дельвиг, барон Модест Корф, Николай Корсаков, Сергей Комовский, Константин Костенский, Вильгельм Кюхельбекер, Константин Данзас, Семен Есаков, Алексей Илличевский, Александр Корнилов, Сергей Ломоносов, Федор Матюшкин, Аркадий Мартынов, Павел Мясоедов, Дмитрий Маслов, Иван Малиновский, Иван Лущим, Николай Ржевский, Фридрих Стевен, Петр Саврасов, Александр Тырков, Михаил Яковлев, Павел Юдин.

Наше расписание и строгие правила, коим мы по мере усиления наказаний порою подчиняемся:
«…19 октября 1811 года - день открытия Лицея. Объявлено, что отныне ни один из воспитанников не сможет из него выезжать, а посещение родственников дозволяется только по праздникам. Шесть лет лицеисты будут жить по строгому расписанию:
Подъем по звонку в 6 часов, после одевания молитва;
гот 7 до 9
в 9-чай; прогулка в любую погоду -до 10;
от 10 до 12 класс;
от 12 до часу прогулка;
в час-обед;
от 2 до 3 - чистописание или рисование;
от З до 5-класс;
в 5 часов - чай, до 6 - прогулка
повторение уроков и вспомогательный класс
по средам и субботам уроки танцев и фехтования
каждую субботу баня
в половине девятого - звонок к ужину
после ужина - мячик и беготня в зале
в 10 - молитва и сон
…»


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Имя: Александр Сергеевич Пушкин
Возраст: 15 лет
Общественное положение: Дворянин
Род занятий: Лицеист






Сообщение: 32
Зарегистрирован: 29.12.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.08 16:09. Заголовок: http://vivovoco.ibmh..


http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/NYE/EIDELMAN.HTM
Внизу страницы: "Прекрасен наш союз" - книга о нашем прекрасном несоветском союзе.
Чуть выше - свун автора по Горчакову: "Где ж эти липовые своды? Где Горчаков? Где ты? Где я?"
И совсем на галерке - "Твой XIX век" для общего развития

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Имя: Александр Сергеевич Пушкин
Возраст: 15 лет
Общественное положение: Дворянин
Род занятий: Лицеист






Сообщение: 33
Зарегистрирован: 29.12.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.08 16:12. Заголовок: Свистнуто с великоле..


Свистнуто с великолепной игры Vedi Napoli

Кратко о дуэлях

Дуэль появилась в Европе на закате Средневековья. Есть несколько версий ее происхождения. Одни считают предшественниками дуэли судебные поединки, другие – рыцарские турниры, третьи – схватку отдельных воинов перед началом битвы. Скорее всего, дуэль произошла от файды – междоусобной войны феодалов в эпоху Средневековья. Решать спор, апеллируя к сюзерену, означало безоговорочно признать его власть над собой. И наоборот, способность самостоятельно разрешить конфликт свидетельствовала о силе и независимости.

Страсть к дуэли, как эпидемия, охватила Европу в XVI–XVIII веках. Поначалу дуэль была неотъемлемой частью жизни лишь благородного сословия, но со временем, в эпоху буржуазных революций, в подобных поединках стали участвовать и менее знатные люди.

Причиной дуэли почти всегда были оскорбление чести и достоинства или конфликт из-за женщины. Поводом могло послужить все что угодно: дерзкая эпиграмма, неудачная шутка, сплетня, прямое оскорбление или даже косой взгляд. В любом случае, речь не шла о разделе имущества или борьбе за сферу влияния. Дуэль – это поединок, где во главу угла поставлены вопросы чести, право дворянина самостоятельно решать свои проблемы без посредничества государства. Нередко разрешить спор можно было только с помощью оружия. Если же дворянин отклонял брошенный вызов, он становился в светском обществе изгоем, над ним насмехались, а то и презирали.

С распространением дуэлей резко возросла популярность фехтования как жизненно необходимого искусства наносить удары, не получая их в ответ от противника. Многочисленные преподаватели фехтования и даже профессиональные убийцы стали объединяться в организации со своими законами и специфической иерархией. Так возникли Братство святого Марка и Фехтовальное братство – объединение наемных убийц в Испании. Зачастую мастера клинка, странствующие по Европе, совмещали преподавание высокого искусства фехтования с «грязными» заработками на заказных дуэлях. Искусство фехтования ценилось весьма высоко.

Церковь и светская власть неоднократно запрещали дуэли, но дворяне продолжали азартно истреблять друг друга в поединках, постоянно совершенствуя оружие, технику и дуэльный кодекс. Монархи, налагавшие запрет на дуэли, часто сами не могли от нее отказаться, если вызов им бросало равное по положению лицо.

Долгое время на дуэлях дрались именно равные по социальному статусу лица на одинаковом оружии. Из-за разницы в сословном происхождении вызов на дуэль нередко отклонялся. Дворянин высокомерно игнорировал вызов лавочника. Офицер мог отказать тому, кто ниже его по званию.

Первоначально на дуэлях дрались холодным или, как его еще называют, белым оружием. Чаще всего это была шпага, позволявшая наносить и колющие, и рубящие удары. Разницы между боевым и дуэльным оружием долгое время не существовало. Для парирования и нанесения ударов также использовали небольшой щит – брокель, впоследствии вытесненный кинжалом для левой руки – дагой. В Испании вместо кинжала часто использовали плащ: его наматывали на левую руку для отвода клинка либо набрасывали на оружие или голову противника. Итальянская школа фехтования допускала применение захватов, толчков и подсечек.

К концу XVIII века наибольшую популярность приобретает французская школа фехтования, и дуэлянты постепенно отказываются от тяжелых шпаг и парного оружия – брокелей и даг. Французы отдали предпочтение более легким и гибким клинкам, что позволило увеличить скорость проведения приемов и сделало технику фехтования более изощренной. Молниеносный укол становится основным способом атаки. Дуэльная шпага весила около 500 граммов. Это как минимум в два раза меньше, чем вес боевого клинкового оружия.

На дуэлях дрались также кавалерийскими и пехотными шпагами и саблями. Такой поединок, как правило, заканчивался смертью одного из противников, поскольку ранения, наносимые таким оружием, были очень тяжелыми.


История знает немало примеров, когда поединки проводились по весьма странным правилам и не на «благородном» оружии. Так, в 1645 году в Лондоне состоялась дуэль в темном подвале на колунах. Закончилась она тем, что соперники, утомившись поднимать тяжеленные орудия труда, вынуждены были помириться.

Не менее экзотической была дуэль между двумя английскими офицерами в Индии. Англичане провели несколько часов в темной комнате, куда запустили очковую змею. В результате рептилия все-таки укусила одного из дуэлянтов.

Во Франции происходили дуэли на бильярдных шарах, тростях, бритвах и даже распятиях. А в России как-то дрались на канделябрах. Один из дуэлянтов выбрал это «оружие», так как не умел ни фехтовать, ни стрелять из пистолета.

Нельзя не упомянуть о женских дуэлях. Здесь законодательницей мод выступала Франция. Самой знаменитой дуэлисткой считалась оперная певица Мопэн. Она брала уроки у лучшего в то время учителя фехтования и буквально терроризировала окружающих своим необузданным нравом. На одном из приемов Мопэн оскорбила знатную даму, а когда ей было предложено покинуть общество, поставила условие, что с нею уйдут и все недовольные ее поведением мужчины. Таковых нашлось трое, и всех их одного за другим оперная фурия заколола в поединках.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Имя: Александр Сергеевич Пушкин
Возраст: 15 лет
Общественное положение: Дворянин
Род занятий: Лицеист






Сообщение: 34
Зарегистрирован: 29.12.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.08 16:15. Заголовок: Там же Дуэльный код..


Там же

Дуэльный кодекс

Дуэль может и должна происходить только между равными.
Основной принцип и назначение дуэли - решать недоразумения между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.
При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.

Между разночинцами дуэли возможны, но являются аномалией, не отвечая своему назначению.

Оскорбление есть посягательство на чье-либо самолюбие, достоинство и честь. Оно может быть нанесено на словах, письменно и действием.

По степени тяжести оскорбления бывают трех степеней оскорбление простое или первой степени, оскорбление тяжкое или второй степени, оскорбление действием или третьей степени...

Оскорбления первой степени: оскорбления, направленные против самолюбия, не затрагивающие честь, нарушение вежливости, несоблюдение известных обязанностей относительно лица, исполнение которых последнее вправе ожидать.

Оскорбления второй степени: оскорбления, направленные против чести или достоинства лица, диффамация, оскорбительные жесты, не переходящие в область оскорбления действием.

Диффамация есть вменение известному лицу такого поступка, который не допускается правилами чести или не согласуется с достоинством данного лица.

Угроза нанести оскорбление действием – также составляет оскорбление второй степени.

Оскорбления действием или третьей степени есть реально выраженное агрессивное действие одного лица по отношению к другому.

При оскорблении действием прикосновение равносильно удару. Степень тяжести оскорбления не зависит от силы удара. Нанесение ранения равняется оскорблению действием.

Если в ответ на оскорбление действием оскорбленный нанесет также оскорбителю оскорбительное действие, то это отнюдь не может считаться удовлетворением, и оскорбленным остается получивший первым оскорбление.

Обстоятельства, изменяющие степень тяжести оскорбления, зависят: от личности оскорбленного, от личности оскорбителя, от способа нанесения оскорбления. Тяжесть оскорбления, нанесенного женщине, повышается на одну степень.

При неверности жены муж считается оскорбленным.

Все оскорбления, нанесенные имени рода, суть оскорбления второй степени.

Все оскорбления, нанесенные женщиной, считаются оскорблениями первой степени.

Оскорбления могут быть нанесены умышленно или неумышленно. В последнем случае при извинениях инцидент должен считаться исчерпанным.

Оскорбленный имеет право выбора для дуэли рода оружия: шпаг, пистолетов или сабель.

При оскорблении действием оскорбленный имеет право выбора оружия, рода дуэли, расстояния и пользования собственным оружием, причем остальные условия дуэли решаются секундантами, или по взаимному соглашению, или по жребию.

Оскорбления имеют личный характер и отмщаются лично.

Неумение пользоваться оружием ни в коем случае не может служить поводом для замены или для отказа от дуэли.

Оскорбление, нанесенное женщине, ее лично не касается, а непосредственно падает на ее естественного защитника, который и становится оскорбленным лицом, причем степень тяжести оскорбления повышается на одну ступень.

Нравственное и честное поведение женщины является необходимым условием для допустимости дуэли.

Если в момент нанесения оскорбления женщина будет без сопровождающего лица, то права требования удовлетворения за нанесенное оскорбление принадлежит любому из присутствующих посторонних лиц.

Ответственность за нанесение оскорбления женщиной падает на ее ближайшего дееспособного родственника до троюродных степеней родства включительно, наличность которого освобождает всех остальных от ответственности.

Все оскорбления, нанесенные женщиной, включая оскорбление действием, считаются оскорблениями первой степени.

За одно оскорбление должно и может быть только одно удовлетворение.


Секунданты

Секунданты являются в течение дуэли судьями противников и, как таковые, должны быть равного с ними происхождения.

Секундант должен обладать следующими обязательными качествами:
1. честностью,
2. беспристрастием,
3. отсутствием личных выгод в исходе данного дела,
4. физическими и умственными качествами, необходимыми для достойного выполнения своего назначения.
Получив оскорбление, оскорбленный должен заявить своему противнику: «Милостивый Государь, я пришлю Вам своих секундантов». Если противники не знакомы друг с другом, они обмениваются карточками и адресами.

При оскорблении действием извинения не допускаются.

Действительны только извинения, сделанные в присутствии всех секундантов.
Извинения на месте поединка не допускаются.


Виды дуэлей

Дуэль не всегда выбиралась произвольно, ее вид зависел от тяжести нанесенного оскорбления, каковых было три: простая обида, нанесенная от обычной невежливости; позорное оскорбление и самое серьезное – оскорбление действием.

При простом оскорблении обиженный выбирал оружие.
При позорном – оружие и вид дуэли.
При последнем – оружие, вид дуэли и расстояние.

На самой дуэли противники не могли между собой разговаривать, одежде полагалось быть темной, но ворот у рубашки – белый. Оба дуэлянта должны были опустошить карманы, снять застежки. Про шляпы в правилах ничего не говорилось, но обычно они снимались. Оружие противники получали от секундантов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Имя: Александр Сергеевич Пушкин
Возраст: 15 лет
Общественное положение: Дворянин
Род занятий: Лицеист






Сообщение: 35
Зарегистрирован: 29.12.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.08 16:16. Заголовок: Там же Фехтование ..


Там же

Фехтование


В XVII-XVIII веках в Европе доминирует итальянская школа фехтования. Итальянские фехтмейстеры разработали оригинальные методы и технику фехтования. В 1610 году в Италии появляется рукоятка для рапиры с поперечником, которая сохранилась до наших дней и называется итальянской.

Несколько позже развилась французская школа классического фехтования. В 1633 году французский мастер Беннар Ренне в своей книге изложил основы техники фехтования, очень близкой к современной. Он описал боевую стойку, салют, передвижения, выпад и вольты, соединения и переводы. Все защиты Ренне подразделил на прямые, полукруговые и уступающие. В конце XVII века в Париже корпорацией преподавателей фехтования была организована фехтовальная академия.

В Германии было распространено "мензурное" фехтование - дуэль на шлегерах с остро отточенными концами. На лицо фехтовальщика надевали очки с металлической сеткой. Противники в поединке наносили друг другу режущие удары по лицу. "Мензурное" фехтование длительный период времени было широко распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях, а шрам на лице считался непременным украшением студента.

В конце XVII века французы укоротили шпагу и изобрели "фиоретти", или рапиру с защитным острием в виде бутона цветка - мушки. С этого времени стало развиваться фехтование преимущественно оружием. Одновременно возникает расхождение между французской, более прогрессивной, и итальянской, более консервативной, школами фехтования.

18 век стал периодом окончательного становления профессиональной французской школы классического фехтования. Французы отказались от рубящих ударов, включили восемь позиций и перенос (купе), использовали атаки с действием на оружие, разработали тактику боя и создали ряд учебных пособий. Французская школа фехтования на рапирах и шпагах завоевывает главенствующую роль во всех европейских странах.

Несмотря на прогрессивность французской школы фехтования, в ней сохранился ряд недочетов. Так, французкие учителя фехтования рекомендовали боевую стойку с отклонением туловища назад и перенесением тяжести тела на левую ногу, прямое положение туловища на выпаде, поднимание кисти вооруженной руки для смягчения силы укола.

Итальянская школа фехтования переняла некоторые положительные стороны от французов, но также имела ряд недостатков. К ним относились: излишне выпрямленная вооруженная рука на рапире и шпаге, чрезвычайно широкая боевая стойка и короткий выпад.

В большинстве европейских стран фехтование стало средством боевой подготовки регулярных войск. В пехоте получили распространение разнообразные колющие и рубящие штыки, сабли и легкие шпаги, в кавалерии - пики, сабли и тяжелые палаши.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Имя: Александр Сергеевич Пушкин
Возраст: 15 лет
Общественное положение: Дворянин
Род занятий: Лицеист






Сообщение: 36
Зарегистрирован: 29.12.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.08 16:17. Заголовок: Там же Фехтование н..


Там же

Фехтование на шпагах и саблях

С конца XV в. в вооружение западной Европы прочно входит шпага. Именно с этого времени о фехтовании стали говорить как о роде искусства, имеющем свою философию. В этот период в Европе стала издаваться всевозможная литература - плохая и хорошая. Вот некоторые из этих изданий:
1. 1474 г. Жак Понс и Петр Торрес издали руководство по фехтованию.
2. 1509 г. Петр Манчио издал подобную же книгу.
3. 1513 г. Антонио Манзолини издал книгу о фехтовании, название которой неизвестно.
4. 1517 г. Ахилло Мороццо, ученик Антонио Гвидо-де-Лукко, в Венеции издал книгу "Искусство оружия", признанную лучшим сочинением XVI в. на эту тему. Позже его сын Ахилл Мороццо переиздал сочинение отца с иллюстрациями. Это издание было исправлено и дополнено и также называлось "Искусство оружия". Книга издавалась в Венеции Антонио Пинарчентив1568г.
5. 1553 г. Камил Агриппа написал книгу, напечатанную Антонио Блабо в Риме, а затем ее переиздали в 1604 г. Это сделал Роберто Маллиетти, Называлась она "Трактат об искусстве владения оружием с философскими диалогами",
6. 1553 г. Марк Антонио Пагано "Дисциплина оружия", Издана в Неаполе.
7. 1570 г. Иохим Майер (Название неизвестно).
8. 1570 г. Жак Гросси из Кореджио в Венеции издал сочинение о фехтовании, а спустя три года уроженец Прованса Сан-Дидье напечатал то же сочинение с придачей к нему гравюр. Эта книга была посвящена Карлу IX и называлась "Трактат об единой шпаге".
9. 1572 г. Жан-дель-Агокие, "Искусство фехтования". Венеция.
10. 1578 г. Анже Визани издал сочинение, где впервые была описана история фехтования. Автор относит его зарождение к библейским временам. Вторая книга этого же автора вышла в 1588 г. в Болонье.
11. 1601 г. Марк Доччислини из Флоренции опубликовал сочинение, посвященное герцогу Иоанну Медичи.
12. 1606 г. Николло Гиганти из Венеции (название книги неизвестно).
13. 1609 г. Тарквадо д'Алесандри "Рыцарь в полном смысле".
14. 1610 г. Кавалькабо (название книги неизвестно).
15. 1610 г. Рудольф Капоферро де Кальи издал в Сиенне книгу под названием "Большое писание о

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Имя: Александр Сергеевич Пушкин
Возраст: 15 лет
Общественное положение: Дворянин
Род занятий: Лицеист






Сообщение: 63
Зарегистрирован: 29.12.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.08 00:46. Заголовок: Быт лицеистов Комна..


Быт лицеистов
Комнаты

19 ноября 1872 года И.В. Малиновский в ответ своему лицейскому товарищу С.Д. Комовскому писал, живо вспоминая прошедшее: «Нас в Лицее было 30, вскоре стало 29, а нумеров было 50, и вот, сколько припомню, как их занимали: N 6 Юдин, 7 Малиновский , 8 Корф, 9 Ржевский, 10 Стевен, 11 Вольховский, 12 Матюшкин, 13 Пущин, 14 Пушкин, 15 Саврасов, 16 Гревениц, 17 Илличевский, 18 Маслов, 19 Корнилов, 20 Ломоносов, все они ко дворцу, а в ограду: 29 Данзас, 30 Горчаков, 51 Брольо, 32 Тырков, 33 Дельвиг, 34 Мартынов, 35 Комовский, 36 Костенский, 37 Есаков, 38 Кюхельбекер, 39 Яковлев, 40 Гурьев, 41 Мясоедов, 42 Бакунин, 43 Корсаков. Этих (т.е. последних) нумеров за давностью шестьдесят одного года не помню. Потом нас переместили, когда из пансион а перевели во 2-ой курс двадцать одного ученика, и только помню, что N 1 был мой. Вот тебе ответ на твое письмо от 20 октября о нумерах...»

Иногда воспитанники вместо подписи ставили номер своей комнаты. Комнат на этаже было пятьдесят две: пятьдесят — для воспитанников (в расчете на будущий прием) и две — для дежурных гувернеров (одна — для гувернеров старшего, другая — младшего возраста). С 1815 года (после переходного экзамена) число воспитанников увеличилось до пятидесяти человек, так как отныне в Лицее появился младший — второй курс. Двадцать один воспитанник был переведен сюда из Лицейского пансиона. Первенцев Лицея поселили в центре коридора, подальше от входных дверей. И теперь, как и прежде, над дверью каждой комнаты висит черная дощечка с именем бывшего ее владельца... Помещения четвертого этажа Лицея, с его полутемным коридором со сводами и крошечными комнатами, напоминали монастырские.

Комната Пушкина — N 14 — одно из наиболее волнующих мест Лицея. Здесь, в этой маленькой «каморке тесной», юный поэт создавал первый свои стихи, здесь он размышлял, читал, оставаясь один, здесь он по вечерам беседовал вполголоса через перегородку с Пущиным, эту комнату Александр Пушкин описал в своих лицейских произведениях: «К сестре» — в 1814 году, в посланиях к Юдину и Галичу в 1815 году. Он называл свою маленькую комнату не только «каморкой тесной», но и «молчаливой», «мрачной кельей». И все-таки «кельи кров» был «приятный».

В романе «Евгений Онегин» поэт вспомнит свою «студенческую келью» озаренной светом поэтического вдохновения:


Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

Одежда

И.И. Пущин писал об одежде воспитанников Лицея: «Форма одежды сначала была стеснительна. По будням — синие сюртуки с красными воротниками, и брюки того же цвета: это бы ничего; но зато, по праздникам мундир (синего сукна с красным воротником, шитым петлицами, серебряными в первом курсе, золотыми — во втором), белые панталоны, белый жилет, белый галстук, ботфорты, треугольная шляпа — в церковь и на гулянье. В этом наряде оставались до обеда. Ненужная эта форма, отпечаток того времени, постепенно уничтожалась: брошены ботфорты, белые панталоны и белые жилеты заменены синими брюками с жилетами того же цвета; фуражка вытеснила совершенно шляпу, которая надевалась нами только когда учились фронту в гвардейском образцовом батальоне». Вещи воспитанников, в том числе шинели, помечались номерами комнат. К ним пришивался небольшой лоскуток, на котором чернилами проставлялся номер комнаты владельца<...>

Как первому, так и второму директору Лицея приходилось заботиться об экипировке воспитанников. Сложность заключалась в том, что хотя Лицей, именуясь императорским, и состоял в числе привилегированных учебных заведений, средства на его содержание, как уже говорилось выше, отпускались явно недостаточные. Хотя Пущин и назвал лицейское новоселье «роскошным», вскоре обнаружились и некоторые иные стороны быта. Так, на первое время воспитанникам были сшиты парадные мундиры, а также каждодневно сюртуки. Но одежда, долгое время не обновлявшаяся, становилась мала, коротка, расползалась, несмотря на починку.

Так, в донесении помощника надзирателя по хозяйственной части М. Золотарева от 26 февраля 1813 года говорится, что у воспитанников рубашки стали ветхие, «некоторые из оных с большой уже починкою, вовсе не годятся к употреблению». Хозяйственное правление не раз обращалось к министру просвещения Разумовскому, указывая, что панталоны, жилеты, которые полтора года носили воспитанники, несмотря на неоднократные починки, «вовсе к носке не годятся». На что министр давал ответ: «...не нахожу нужным построить для всех воспитанников Лицея новые мундиры, на что требуется значущая сумма». И министр предлагал сшить мундиры лишь для высоких ростом, а их мундиры переделать «для малорослых».

30 апреля 1814 года М. Золотарев писал о крайней необходимости получить новые белье и обувь для воспитанников. В архивных материалах сохранился также чрезвычайно показательный документ, составленный 20 марта 1815 года, где записано, в чем нуждался каждый из них: «1. Вольховский — мундир и сюртук узкий. 2. Матюшкин — мундир узок, панталоны серые коротки, сюртук короток, шинель узка. 3. Пущин — разодраны серые панталоны, шинели нет. 4. Пушкин — серые панталоны узки и коротки...» и так далее. В своей «Записке» М.А. Корф писал, что казенное платье было так плохо и шилось на такие долгие сроки, что все, кому сколько-нибудь дозволяли средства, шили свое, прочие же и в дворцовую церковь «являлись в заплатках».

Распорядок дня

«Вставали мы по звонку в шесть часов, — рассказывал И.И. Пущин. — Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитвы читали мы вслух по очереди. От 7 до 9 часов — класс. В 9 — чай; прогулка — до 10. От 10 до 12 — класс. От 12 до часу — прогулка. В час обед. От 2 до 3 — или чистописанье, или рисованье. От 3 до 5 — класс. В 5 часов — чай, до 6 — прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс. По середам и субботам — танцеванье и фехтованье. Каждую субботу — баня. В половине 9 часа — звонок к ужину. После ужина до 10 часов — рекреация. В 10 — вечерняя молитва — сон».

Меню лицеистов

Обед состоял из трех блюд (по праздникам из четырех). За ужином подавалось два. Кушанье было хорошо, но это не мешало нам иногда бросать пирожки Золотареву в бакенбарды. При утреннем чае — крупичатая белая булка, за вечерним — полбулки. В столовой по понедельникам выставлялась программа кушаний на всю неделю. Тут совершалась мена порциями по вкусу. Сначала давали по полустакану портеру за обедом. Потом эта английская система была уничтожена. Мы ограничивались отечественным квасом и чистою водою. И.И. Пущин. Записки. Л. Майков 51-53.

В лицейской больнице

Досуг и развлечения

Благодаря Бога, у нас, по крайней мере, царствует с одной стороны свобода. Нет скучного заведения сидеть a ses places, в классах бываем недолго: семь часов в день; больших уроков не имеем; летом досуг проводим на прогулке, зимою в чтении книг, иногда представляем театр, с начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся. А.Д. Илличевский — П.Н. Фуссу, 2 ноября 1814 г. Я. Грот, 59.

Наше Царское Село в летние дни есть Петербург в миниатюре. У нас есть вечерние гуляния, в саду музыка и песни, иногда театры. Всем этим обязаны мы графу Толстому, богатому и любящему удовольствия человеку. По знакомству с хозяином и мы имеем вход в его спектакли; ты можешь понять, что это наше первое и почти единственное удовольствие. Но осень на нас не на шутку косо поглядывает... Все запрется в дому, разъедется в столицу или куда хочет; а мы, постоянные жители Села, живи с нею. Чем убить такое скучное время? Вот тут-то поневоле призовешь к себе науки. А.Д. Илличевский — П.Н. Фуссу, 2 сент. 1815 г. Я. Грот, 63.

С назначением Энгельгардта и директоры школьный наш быт принял иной характер. При нем по вечерам устроились чтения в зале (Энгельгардт отлично читал). В доме его мы знакомились с обычаями света, находили приятное женское общество. Летом в вакантный месяц директор делал с нами дальние, иногда двухдневные прогулки по окрестностям; зимой для развлечения ездили на нескольких тройках за город завтракать или пить чай в праздничные дни, в саду, на пруде катались с гор и на коньках. Во всех этих увеселениях участвовало его семейство и близкие ему дамы и девицы, иногда и при езжавшие родные наши. И.И. Пущин. Л. Майков, 64.

У дворцовой гауптвахты, перед вечерней зарей, обыкновенно играла полковая музыка. Это привлекало гулявших в саду, разумеется, и нас, l`inevitable Lycee, как называли иные нашу шумную, движущуюся толпу. Иногда мы проходили к музыке дворцовым коридором, в который, между другими помещениями, был выход и из комнат, занимаемых фрейлинами императрицы Елизаветы Алексеевны. Этих фрейлин было тогда три: Плюскова, Валуева и княжна Волконская. У фрейлины Валуевой была премиленькая горничная Наташа. Случалось, встречаясь с нею в темных переходах коридора, и полюбезничать; она многих из нас знала, да и кто же не знал лицея, который мозолил глаза всем в саду? Однажды идем мы, растянувшись по этому коридору маленькими группами. Пушкин на беду был один, слышит в темноте шорох платья, воображает, что это непременно Наташа, бросается поцеловать ее самым невинным образом. Как нарочно, в эту минуту отворяется дверь из комнаты и освещает сцену, перед ним сама княжна Волконская... Пушкин тотчас рассказал мне про это, присоединяясь к нам, стоявшим у оркестра. Он хотел написать княжне извинительное письмо. Между тем она успела пожаловаться брату своему П.М. Волконскому, а тот — государю. Государь на другой день приходит к Энгельгардту.— «Что ж это будет? — говорит царь.— Твои воспитанники не только снимают через забор мои наливные яблоки, бьют сторожей садовника, но теперь уже не дают проходу фрейлинам жены моей». (Энгельгардту удалось уладить дело.) И.И. Пущин. Л. Майков, 63.

Вересаев В.В. Пушкин в жизни: Системат. свод подлин. свидетельств современников: Кн.1. — Спб.: Лениздат, 1995. — 431 с.: ил.

В здоровом теле...

Подчеркивая важность гармонического развития воспитанников, Энгельгардт заботился об обучении их гимнастике, верховой езде и плаванию. «...Согласно постановлению о Лицее, — писал Энгельгардт министру в 1816 году, — надлежит обучать воспитанников верховой езде и плаванию, и то и другое искусство весьма полезное для укрепления физических сил молодого человека, а верховая езда в особенности необходима для будущего офицера. Имея в Царском Селе манеж, потребно бы только завести несколько манежных лошадей и определить берейтора, коему жалованья по штату положено... Для плавания определить на летние месяцы двух или трех надежных матросов и дозволить воспитанникам... пользоваться в назначенные дни имеющеюся в Саду большою купальнею. За заплату сим матросам имеется сумма штатная».

31 октября 1816 года состоялось заседание Конференции Лицея, на котором было заслушано предписание управляющего Министерством просвещения А.Н. Голицына. Он поручал директору Лицея отнестись к полковому командиру лейб-гусарского полка генерал-майору Левашову, чтобы он назначил, кто именно и в какие часы будет обучать воспитанников верховой езде, «Мы стали ходить два раза в неделю в гусарский манеж, где на лошадях запасного эскадрона учились у полковника Кнабенау, под главным руководством генерала Левашова», — вспоминал И.И. Пущин.

Деревянная купальня, где воспитанники обучались плаванию, находилась в Екатерининском парке вблизи Большого пруда. Эта купальня была построена архитектором А. Кваренги в конце XVIII века и предназначалась для обучения плаванию великих князей Александра и Константина. В результате хлопот Е.А. Энгельгардта она была передана Лицею.

Дядьки

28 августа 1817 года Е.А. Энгельгардт подписал «Правила о должностях дядек вообще». Хотя в это время Пушкин и его товарищи покинули Лицей, но документ этот несомненно отражал фактическое положение дядек и до 1817 года. «Правилами» определялось, что «от каждого дядьки требуется не только совершенная трезвость и примерное поведение, но также чтобы он с крайней рачительностью и по совести исполнял возложенную на него должность и старался бы по мере сил своих содействовать к достижению предполагаемой цели...»

На каждом курсе имелось пять дядек. Один из них — старший, один — портной, чинивший платье воспитанников. Старший дядька обслуживал четырех, портной — трех, а остальные по шесть воспитанников. Старший дядька «осуществлял надзор» за всеми дядьками своего отделения. Он принимал от эконома для всего отделения чернила, мел, мыло, щетки и помаду для волос, ваксу, зубной порошок и щеточки, свечи и прочее. В назначенное время он же сдавал «в мытье» белье воспитанников и принимал чистое.

«Белье содержалось в порядке особою кастеляншей; в наше время была m-me Скален, — рассказывал И. Пущин. — У каждого была своя печатная метка: номер и фамилия. Белье переменялось на теле два раза, а у стола и на постель раз в неделю». Дядьки также чередовались в дежурстве, днем и ночью. В продолжение ночи в свои часы дядька не только не мог спать, но даже сидеть. Он должен был в течение ночи ходить по спальному коридору, заглядывать в комнаты воспитанников, а в случае какого-либо происшествия немедленно призвать дежурного гувернера.

И.И. Пущин вспоминал, что между дядьками замечательны были Прокофьев, екатерининский сержант, и польский шляхтич Леонтий Кемерский, сделавшийся лицейским домашним «restaurant», у которого «явился уголок», где можно было найти конфеты, выпить чашку кофе и шоколаду, даже, «разумеется, контрабандой», рюмку ликеру, а иногда он, по заказу именинника, за общим столом вместо казенного чая ставил «сюрпризом» кофе утром или шоколад вечером «со столбушками сухарей».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Имя: Александр Сергеевич Пушкин
Возраст: 15 лет
Общественное положение: Дворянин
Род занятий: Лицеист






Сообщение: 64
Зарегистрирован: 29.12.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.08 00:46. Заголовок: Дух творчества Лицей..


Дух творчества
Лицей был заведение совершенно на западный лад; здесь получались иностранные журналы для воспитанников, которые в играх своих устраивали между собою палаты, спорили, говорили речи, издавали между собою журналы и проч.; вообще свободы было очень много. Лицейский анекдот: однажды император Александр, ходя по классам, спросил: Кто здесь первый?»— «Здесь нет, ваше императорское величество, первых; все вторые»,— отвечал Пушкин. С.Л. Шевырев. Воспоминания о Пушкине. Л. Майков, 326.

Наклонность к литературе составляла характеристическую черту лицейского воспитания. Между прочим, воспитанники выдумали довольно замысловатую игру. Со ставив один общий кружок, они обязывали каждого или рассказать повесть, или по крайней мере начать ее. В последнем случае следующий за рассказчиком принимал ее на том месте, где она остановилась, другой развивал ее далее, третий вводил новые подробности и так до окончания, которое иногда не скоро являлось. Дельвиг первенствовал на этой, так сказать, гимнастике воображения; его никогда нельзя было застать врасплох: интриги, завязки и развязки были у него всегда готовы. Пушкин уступал ему в способности придумывать наскоро происшествия и часто прибегал к хитрости. Помнят, что он раз изложил изумленным и восхищенным слушателям своим историю двенадцати спящих дев, умолчав об источнике, откуда почерпнул ее. Между тем, при таком же случае, он еще в грубых чертах, разумеется, передал и две повести, им самим придуманные: «Метель» и «Выстрел», которые позднее явились в повестях Белкина. П.В. Анненков. Материалы, 18.

В Лицее появилось великое множество рукописных изданий: «Сарско-сельские лицейские газеты», «Императорского Сарско-сельского Лицея Вестник», «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Сверчок», «Лицейский Мудрец» и другие. Из того немногого, что случайно уцелело, видно, чем заполняли лицейские «издатели» свои листки. Были здесь смешные описания различных происшествий из лицейской жизни, письма, статьи и стихи лицейских прозаиков и поэтов, рисунки, карикатуры на профессоров, гувернеров и воспитанников. Так, в единственном сохранившемся номере журнала «Императорского Сарско-сельского Лицея Вестник» от 3 декабря 1811 года в разделе хроники описывается ссора Горчакова с Ломоносовым и Масловым, «секретная экспедиция», посланная Горчаковым для переговоров с «соперниками», а также примирение «сих трех знатных особ». В разделе «Смесь» помещены стихи Илличевского, стихотворный перевод Кюхельбекера и рассуждения под названием «Истинное благополучие». Заканчивался номер «Разными известиями».

Издавали лицейские журналы воспитанники Корсаков, Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер, Яковлев, Вольховский, Есаков, Маслов, Данзас. «Пушкин, — вспоминал Иван Пущин, — потом постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр[очее]». Как «издатель» Пушкин выступал в журналах «Неопытное перо» и «Юные пловцы». От этих журналов ничего не сохранилось, кроме письма «Господам издателям журнала под заглавием Юных пловцов — от Корреспондента Императорского Вольного Экономического общества, отставного гувернера» — то есть письма от бывшего лицейского гувернера Иконникова воспитанникам Пушкину, Дельвигу, Илличевскому, Кюхельбекеру и Яковлеву.

В 1813 г. запретили в Лицее издавать журналы. Строгость объясняли тем, что журналы отвлекают воспитанников от занятий. Но запрет не помог. Наоборот, вызвал противодействие:


Послушай-ка меня, товарищ мой любезный,
Неужели газет не будем издавать?
И презрев Феба дар толика драгоценный
Ужели более не будем сочинять?

На смену журналам появились всевозможные рукописные сборники. Один из них назывался «Жертва Мому, или Лицейская антология». Мом — в греческой мифологии бог иронии и насмешки. Сборник целиком состоял из эпиграмм на Кюхельбекера. Чего только не городили лицейские поэты на бедного Кюхлю! И не со зла, а просто для красного словца, чтобы показать свое остроумие. А остроумие бывало невысокого полета. Все больше насчет внешности Кюхельбекера, его длинной, тощей, нескладной фигуры и, конечно, насчет его страсти к писанию стихов. Видя, Клит, Пушкарь, Дон-Кишот, Тарас, В. фон Рекеблихер, Циплятопирогов — это прозвища Кюхельбекера в лицейских эпиграммах. Назывались эпиграммы: «Жалкий человек», «О Дон-Кишоте», «На случай, когда Виля на бале растерял свои башмаки», «Виля Геркулесу, посвящая ему старые свои штаны» и тому подобное. Вот одна из них:


О Дон-Кишоте
Оставил пику Дон-Кишот
И ныне публику стихами забавляет.
И у него за белкой кот
С сучочка на сучок летает.

Двадцать одна такая эпиграмма вошла в сборник «Жертва Мому». Составил его и собственноручно переписал четырнадцатилетний Александр Пушкин. Антологии и сборники пользовались у лицеистов успехом. И все же «юным пловцам» хотелось большого плавания, чтобы испробовать свои силы не только в тихих лицейских водах, но и в бурном море настоящей литературы.

Вересаев В.В. Пушкин в жизни: Системат. свод подлин. свидетельств современников: Кн.1. — Спб.: Лениздат, 1995. — 431 с.: ил.

В Лицее было много музыкально одаренных юношей. Музыкальностью, прекрасным голосом отличались прежде всего Николай Корсаков и Михаил Яковлев. Антон Дельвиг хорошо играл на фортепьяно, Вильгельм Кюхельбекер — на скрипке. О музыкальной одаренности Александра Пушкина говорит музыкальная выразительность его стихов. Еще в лицейские годы Александр Пушкин, по воспоминаниям Корфа, «постоянно и деятельно импровизировал» так называемые «национальные песни», он был автором и соавтором многих «лицейских гимнов». В подчеркнутом музыкальном ритме написаны Пушкиным в 1814 году его искрящиеся и озорные «Пирующие студенты». Преподавание музыки уставом Лицея не предусматривалось. Это волновало многих родителей. Так, отец Модеста Корфа обратился к министру с просьбой разрешить воспитанникам Лицея брать частные уроки. Министр разрешил, но с условием, чтобы они не шли в ущерб основному курсу обучения.

Руденская М., Руденская С. Пушкинский лицей: Очерк-путеводитель. — Л.: Лениздат, 1980. — 238 с.: ил.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

Имя: Александр Сергеевич Пушкин
Возраст: 15 лет
Общественное положение: Дворянин
Род занятий: Лицеист






Сообщение: 65
Зарегистрирован: 29.12.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.08 00:47. Заголовок: Устав и программа ли..


Устав и программа лицея
Уставом отмечалось, что «учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной», и что «Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими университетами...». Программа обучения делилась на два курса, по три года каждый; образование же предусматривалось общее (без специализации), но с преобладанием гуманитарных наук. Для каждого курса были выработаны правила обучения.

Так, в «Правилах особенных для начального курса» говорилось об обучении грамматике, наукам математическим и физическим, истории, «изящным письменам» — словесности, изящным искусствам и гимнастике. В разделе «Изящные письмена или словесность», в частности, было сказано, что, руководствуя воспитанников в словесности, профессор должен тщательно избегать «пустых школьных украшений» и, занимая воспитанников предметами, «возрасту их сообразными», прежде заставлять их мыслить, а потом искать выражения этих мыслей в слове и «никогда не терпеть, чтоб они употребляли слова без ясных идей».

В «Правилах особенных в курсе окончательном» отмечалось, что «науки нравственныя, физическия и математическия должны занимать первое место». Но при этом языки иностранные должны быть «неослабно продолжаемы», и в этом курсе профессора «всемерно должны стараться», чтобы воспитанники «познали отличительныя свойства и разность каждого языка, навыкли бы красоты чуждыя присваивать языку отечественному» и научились сочинять правильно на немецком и французском, а преимущественно на «российском языке». Нравственные науки должны были стать в Лицее основными. «Под именем наук нравственных здесь заключаются все те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве Гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда возникающих». Предлагалось, «начиная от самых простых понятий права» довести воспитанников «до коренного и твердого познания различных прав и изъяснить им систему права публичного, права частного и особенно права Российского и проч.».

Воспитанникам Лицея предстояло изучать историю права, философию права, правоведение, историю религии, логику и т.п . Второе место в программе отдавалось наукам физическим и математическим — алгебре, сферической тригонометрии и прикладной математике. В разделе о науках исторических в Уставе Лицея отмечалось, что «история должна быть делом разума» и что предмет ее над о представить как «шествие нравственности... в разных превращениях государств» и показать «успехи и падения его (разума — Авт.) в разных гражданских постановлениях». Предпочтительное место отводилось изучению российской истории. Отмечалась необходимость серьезного знакомства с деяниями великих людей прошлого, с хронологией и географией.

Что касается словесности, то она «должна также приближаться к упражнениям разума». К этому предмету «присоединяется познание изящного вообще в искусствах и природе» — эстетика. В классе словесности изучались помимо «изящных письмен» художественной литературы лингвистика, стилистика, литературоведение, эсте тика и риторика. В этом же классе ставилась обязательная задача научиться писать на всякую заданную тему сочинение «правильное, ясное... изящное, но простое, не высокопарное». Таким образом, в Уставе делался упор на развитие у детей мышления.

К изящным искусствам Устав относил чистописание, рисование, «танцевание», гимнастические упражнения, фехтование, верховую езду, плавание. Намечено было преподавание военных наук и ряда других предметов (например, гражданской архитектуры и перспективы).

Представление о почерках воспитанников Лицея первых лет дает нам альбом Александра Горчакова. Этот альбом — маленькая записная книжка — хранится среди автографов поэта в Пушкинском доме. В желтой обложке с серыми разводами, несколько потертая от времени, она содержит трогательные и наивные записи почти всех товарищей Горчакова по Лицею.

По-видимому, у многих воспитанников были такие альбомы, но сохранился лишь этот, датируемый ноябрем 1811 или 1812 года. Автограф Пушкина, находящийся в нем, является одним из самых ранних известных автографов поэта. Впервые он опубликован в 1935 году в сборнике «Рукою Пушкина». Остальные же записи из альбома были опубликованы совсем недавно, в 1977 году. Записная книжка состоит из сорока трех листов размером примерно десять на пятнадцать сантиметров и включает двадцать одну запись.

Первая из них принадлежит Семену Есакову, вторая — Михаилу Яковлеву, третья — Модесту Корфу, четвертая — Ивану Пущину. «Не забывай тебя любящего, желающего тебе искренно быть щастливым во век и почитающего тебя. И. Пущин». Следующую запись, стихотворную, сделал Алексей Илличевский:


Ах! есть ли некогда, средь славы и почтенья,
Довольны будете вы щастьем и судьбой,
Смиренно вас прошу, средь роскоши такой
Уставов не забыть любви и снисхожденья.

После стихотворения Илличевского, на третьем месте, находится автограф Вильгельма Кюхельбекера. Твердым и красивым почерком он сделал свою запись на немецком языке, в ней десять строк, включая двустишие из Шиллера.

Затем следует пожелание Горчакову счастья от Николая Корсакова: «Желаю тебе щастия от всего моего сердца. Н. Корсакова». Восьмой автограф принадлежит Владимиру Вольховскому (третий лист, оборотная сторона): «С вашими дарованиями и достоинствами я не могу вам делать щастия которое всегда им последует. И так мне ничего не остается пожелать вам окромя здоровья, нужного всем. В. Вольховский». Росчерк содержит анаграмму имени и отчества.

Далее находятся записи Дмитрия Маслова и Константина Костенского. Одиннадцатую запись сделал Антон Дельвиг: «Одна только смерть исторгнет из моей памяти вас. Б.А. Дельвиг». Двенадцатая запись — Александра Бакунина, тринадцатая — двустишие — Николая Ржевского.

На обороте пятого листа (первая запись вверху страницы) — автограф Александра Пушкина. Это четырнадцатая запись в альбоме Горчакова. Видимо, она не случайно совпадает с номером его лицейской «кельи». Шесть строк написаны аккуратно, красиво. Заметно, что текст был почищен, и по почищенному юный поэт вновь написал несколько первых букв. Слова обращены к товарищу, видимо в ответ на его запись: «Вы пишите токмо для вашего удовольствия, а я, который вас искренно люблю, пишу чтоб вам сие сказать. А. Пушкин». Подпись имеет уже характерный впоследствии пушкинский росчерк. На этом же листе, по-видимому рукою Фридриха Стевена, сделана запись на немецком языке.

На шестом листе находятся четверостишия Павла Мясоедова и Александра Корнилова (в подписи: «А. Карнилов»); на обороте — запись Сильверия Броглио и стихотворение Сергея Комовского:


Хотелось бы и мне стихами написать
Да жаль Поэзии еще я не учился;
А просто вам скажу: где б я не находился,
Вас буду я всегда любить и почитать.

Гувернер А. Иконников также сделал запись в альбоме своего воспитанника: «Желаю очень, чтобы любовь и расположение ваше ко мне, навсегда соответственны моей к вам преданности и усердия. А. Иконников».

Альбом, обязанный своим возникновением, по всей вероятности, дню рождения Александра Горчакова и содержащий записи, сделанные, скорее всего, одновременно, завершает автограф Ивана Малиновского: «Всегда буду помнить как ты любишь помогать товарищам, зато и тебе буду помогать в чем будет можно. Люби и помни друга твоего Ивана Малиновского».

Этот альбом Александра Горчакова, содержащий бесценный автограф Александра Пушкина и одни из первых автографов Пущина, Кюхельбекера, Дельвига, представляет собой значительный исторический интерес как своеобразный документ времени. Он наполнен искренними, подчас наивными, записями друзей и соучеников Горчакова, которые уносят нас в далекую эпоху, в атмосферу Царскосельского лицея, в «резвый круг» товарищей Пушкина.

Царскосельский лицей был первым в России закрытым учебным заведением, где не предусматривались телесные наказания. Устав Лицея — «Жалованная грамота», пронизанный самыми прогрессивными для своего времени идеями в области образования, важен для изучения истории русской педагогики. Программа обучения, изложенная в Уставе, с успехом осуществлялась в течение первых шести лет существования Лицея. Своих первенцев он выпустил широко образованными людьми, прекрасно подготовленными к гражданской и военной службе.

По распоряжению Разумовского внимание лицейских учителей было обращено в первую очередь на иностранные языки — французский и немецкий. В расписании уроков, составленном самим министром, на французский и немецкий языки было отведено по восемь часов в неделю, на латинский — шесть, на русский язык, историю, географию, математику — по три часа, на логику, нравоучение и закон божий — по часу. Куницын и Карцов, у которых было мало учебных часов, обязаны были вести дополнительные занятия с отстающими. Куницын преподавал не только логику и нравственные науки, но еще два часа в неделю занимался с воспитанниками латинским и французским языками, Карцову помимо математики поручили занятия по немецкому и русскому языкам. Кайданову, преподавателю истории и географии , вменялось в обязанность заниматься с недостаточно грамотными «началом русского языка». Интересно расписание учебных часов, имеющееся в журнале заседания Конференции за 1811 год. Согласно ему Кошанский читал российскую словесность по средам и четвергам в двенадцатом часу утра, а латинский язык — по вторникам, средам и четвергам в одиннадцатом часу, в среду занятия латынью были и в пятом часу после обеда. Де Будри занимался с воспитанниками французским языком по понедельникам, вторникам, средам и четвергам; Гауеншильд — по четвергам, пятницам и субботам — немецким. Куницын читал нравственные науки по понедельникам; по пятницам и субботам занимался с учащимися переводами с французского, а по субботам и четвергам — переводами с латинского. Карцов по понедельникам в одиннадцатом часу утра и в четвертом часу после обеда помогал готовить переводы с немецкого, Кайданов, проводивший три раза в неделю занятия по географии и истории, занимался также и «началом» российского языка.

В расписании указано, что по вторникам, четвергам и пятницам в третьем часу после обеда детям будут давать уроки чистописания на российском, французском и немецком языках. Рисование было предусмотрено по понедельникам и субботам в третьем часу после обеда, а закон божий — только по субботам в пятом часу после обе да. Таким было это первое весьма насыщенное расписание занятии, уцелевшее до наших дней.

Каникулы в Лицее были раз в году. "Июль месяц есть время роздыха", — было записано в Уставе Лицея. Занятия шли с 1 августа по 1 июля. В Уставе была оговорка: "... означение часов сделано только примерно: располагать их по удобности и по времени года... держась того главного правила, чтобы воспитанники никогда не были праздны".

Руденская М., Руденская С. Пушкинский лицей: Очерк-путеводитель. — Л.: Лениздат, 1980. — 238 с.: ил.

[На церемонии выпуска лицеистов]...конференц-секретарь А.П. Куницын прочитал «Отчет Конференции Императорского Царскосельского Лицея в учебных занятиях воспитанников старшего возраста в течение шестилетнего курса учения». Это был отчет об учебных занятиях и образе воспитания во время шестилетнего курса.

В отчете говорилось об организации Лицея как нового, ни с чем не сравнимого учебного заведения, о трудностях в обучении и воспитании, связанных с различным уровнем подготовки воспитанников и степенью одаренности. Отмечая серьезность постановки обучения иностранным языкам в начальном курсе, Куницын подчеркнул, что «Лицей может похвалиться и тем, что славянский язык... отец многочисленного поколения наречий — в силу самого Постановления помещен был в круг учебного образования». Так же как российская словесность, немецкий, французский языки, был изучен и латинский — «обильный источник древней учености и родоначальник западных наречий Европы».

Помимо языков изучались законы и свойства природы, наука чисел. «С постепенным развитием способностей воспитанников представляемы были им предметы, требующие преимущественно их собственного внимания и размышления, — говорил далее Куницын, — убеждение в необходимости добрых нравов заимствовано было из самого существа природы человеческой и из свойства, а не из других каких-либо источников более отвлеченных, которые нередко в самой нравственности заставляют сомневаться и почитать ее собранием закоренелых, без точного исследования принятых обычаев и правил».

В отчете сообщалось, что по завершении начального курса обучения в 1815 году, после публичного экзамена, которому предшествовал экзамен «частный», предварительный, начался «окончательный» курс. Предметами учения стали науки, «объясняющие права и обязанности людей в общежитии, состав гражданского общества и существо связей, соединяющих различные части государства, источники народного богатства и благосостояния, правила управления народной промышленностью и способ удовлетворения общественным потребностям». Особое место уделено изучению российских гражданских и уголовных законов.

«При соображении отдельных узаконении, в разные времена изданных, открываемы были воспитанникам несогласия некоторых постановлении, и внимание их преимущественно обращено было на сии пункты, обыкновенно запутанность и беспорядок в течении судных дел производящие, — говорилось в отчете. — Не скрыты были от них злоупотребления, в суде и расправе встречаемые, равно как источники оных и последствиям ибо в храме просвещения и образования одна только истина должна управлять устами наставника, она только может обнаружить всю гнусность неправды, мздоимства и лицеприятия».

Конференция «почитала и почитает излишними и даже не нравственными похвалы того, что само по себе достойно презрения и осуждения; а потому каждому из своих членов поставляла в обязанность изображать вещи в настоящем их виде, не смотря ни на какие уважения», так как «кроме строгого с ее стороны наблюдения за сею частию воспитания, каждый из наставников руководствовался мыслию, что он образует юношей, которые, проходя степени службы, могут некогда приблизиться к подножию трона и, соделавшись орудиями верховной власти, соделаются вместе органами общего мнения и представителями народа перед лицом монарха...»

Далее в отчете отмечалось, что с воспитанниками были рассмотрены устройство государственных дел и «необходимые обязанности благонамеренного служителя общества». В связи с этим ныне высказано пожеланием «Да наполнится их сердце состраданием к ближнему, да получат они смелость восставать против злоупотреблений, тяжким игом обременяющих общество. Будучи сами чужды своекорыстия и других страстей, подрывающих корень общежития, да положат они преграду другим в их незаконных поступках».

Была представлена картина благоустройства общества, а также история всемирная, частная и общественная с целью познания того, что «как счастие народов зависит от благоразумного управления и благих нравов, так и бедственная судьба постигает их или за всеобщее развращение, или за пороки и ошибки их правителей. Таковы события должны занимать преимущественно внимание людей, готовящихся для общественного служения».

Куницын говорил также, что «отечественная история проходима была с тем же беспристрастием, с каковым предлагаема была древняя и новейшая иностранная»; «вопреки вскрывшемуся по злоупотреблению обычаю хвалить все домашнее без разбору, деяния исторические и характеры лиц, имевших влияние на дела России, представляемы были в точном их виде», и замечалось, что «суд и расправу могли находить только вельможи и люди, близкие ко двору царскому, а простой народ страдал от угнетения сильных».

Так как путь в военные постановлением «преграждаем не был», то изучались и науки физико-математические, которые «излагаемы были с таковым же рачением, как и нравственные». В отчете указывалось, что «учебные занятия всех воспитанников вообще сопряжены были с собственными их упражнениями в делопроизводстве: как по части правоведения, государственного хозяйства, так и по части военной, почему и могут они, оставив Лицеи, употреблены быть непосредственно на службу общую» и что от них самих теперь зависит «воспользоваться приобретенным образованием». И Конференция выражала надежду, что выпускники Лицея сделаются «добрыми гражданами и ревностными служителями общества».



(с) - http://www.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/n2-98/co_5/titul.html


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет